Территориальное соглашение между объединением организаций профсоюзов

 
ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
 
между объединением организаций профсоюзов, объединением работодателей и Администрацией муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан,
на 2012 – 2014 годы.
 
 
Соглашение  подписали
Председатель
объединения  организаций профсоюзов муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан
 
 
Иванова И.Я.
14 декабря 2011 г.
 
 
 
 
Председатель
объединения работодателей муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан
 
 
 
Алимов Р.А.
14 декабря 2011 г.
 
 
 
 
Глава
Администрации муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан.   
 
 
 
Андреев В.М
14 декабря 2011 г.
 
 
 
 
 
2011год
 
 
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между Администрацией муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан,
объединением работодателей и объединением организаций профсоюзов
муниципального района Мишкинский район
Республики Башкортостан
на 2012 – 2014 годы.
 
Районное  объединение профсоюзных организаций муниципального района Мишкинский район  Республики Башкортостан (далее – профсоюзы), территориальное объединение работодателей муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан (далее – работодатели), администрация муниципального района Мишкинский район  Республики Башкортостан (далее – администрация) заключили настоящее Территориальное   соглашение на 2012-2014 годы (далее – Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.
Приоритетными целями Соглашения являются проведение социально-экономической политики, направленной на обеспечение прав граждан на достойный труд, повышение уровня жизни работников и членов их семей на основе устойчивого развития экономики, роста производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста.
Обязательства и гарантии настоящего Соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников.
Обязательства работодателей принимают на себя другие стороны Соглашения в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
 
1.       Сфера действия  Территориального соглашения
 
1.1. Соглашение распространяется на работников организаций, Администрацию муниципального района Мишкинский район, а также на членов территориального объединения работодателей муниципального района Мишкинский район РБ, принимавшего участие в разработке и заключении Соглашения и присоединившихся к нему впоследствии работодателей.
1.2. Условия настоящего Соглашения являются обязательными для администрации, работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей муниципального района  в пределах обязательств, взятых ими в рамках своей компетенции и законодательства.
 
2.       Общие положения
 
2.1.      Изменения и дополнения настоящего Соглашения производятся по соглашению Сторон.
2.2.      Для обеспечения реализации Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее ТТК) разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес администрации, органов государственной власти Республики Башкортостан, муниципального района Мишкинский район добиваются их реализации.
2.3.      Текст настоящего Соглашения размешается на официальном сайте Администрации и направляется:
Администрацией – отделам, управлениям администрации муниципального района, муниципальным предприятиям и редакциям местных газет для опубликования;
Объединением работодателей – работодателям, входящим в данное объединение;
Объединением профсоюзов – организациям, входящим в данное объединение.
 
3.      Социально-экономическое развитие
 
Стороны Территориального соглашения
 
3.1. Реализуют социально-ориентированную экономическую политику, осуществляют меры, направленные на динамичное развитие всех секторов экономики, развитие инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, рациональное расходование средств бюджета муниципального района Мишкинский район РБ (далее муниципального района) и обеспечение на этой основе повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения.
3.2. Проводят консультации по основным показателям  прогноза социально-экономического развития и проекта  бюджета муниципального района  в соответствии с согласованным Сторонами перечнем  (приложение № 1 к настоящему Соглашению).
3.3. В рамках своей компетенции обязуются содействовать достижению показателей, установленных согласованным Сторонами перечнем (приложение № 2 к настоящему Соглашению).
3.4. Осуществляют меры по реализации концепции Стратегии социально-экономического развития муниципального района   до 2014 года.
3.5. В целях обеспечения финансово-экономической стабильности проводят консультации и своевременно обмениваются информацией по вопросам, касающимся противодействия «недружественным» поглощениям и «рейдерской» деятельности в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального района.
3.6. Осуществляют меры, направленные на стабилизацию финансового положения предприятий. В установленном порядке  взаимодействуют с Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и управляющими компаниями  по вопросам социально-экономического положения предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального района.
3.7. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,  законодательства о профсоюзах, за выполнением условий коллективных договоров и соглашений работодателями (физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими деятельность на территории муниципального района.
3.8. Принимают меры, направленные на укрепление трудовой дисциплины, экономию материальных ресурсов, повышение качества производимой продукции и рациональное использование рабочего времени.
3.9. Осуществляют содействие и стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества.
 
Профсоюзы
 
3.10. Разрабатывают и предлагают меры поощрения высокопроизводительного труда, способствуют соблюдению работниками организаций правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
3.11. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов работников при приватизации, реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятия.
3.12. Добиваются заключения и выполнения в организациях ( в том числе среднего и малого бизнеса ) коллективных договоров.
 
Работодатели
 
3.13. Участвуют в решении социально значимых для муниципального района  проблем и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
3.14. Разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.
3.15. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новых технологий и инновационной продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
3.16. Не реже двух раз в год информируют работников, их  представителей о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности организации, своевременно представляют Сторонам информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, перепрофилировании или ликвидации организации.
3.17. В случаях ухудшения финансового состояния предприятия, до подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании предприятия банкротом заблаговременно извещают работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации и обеспечению погашения задолженности по заработной плате до  принятия судом решения о введении процедур банкротства предприятия.
 
Администрация
 
3.18. Оказывает методическое и организационное содействие в разработке и реализации программ финансово-экономического оздоровления предприятий, учреждений и организаций муниципального района  (далее организаций), выхода их на безубыточную  работу.
3.19. Способствует размещению Федерального, Республиканского и муниципального заказов в организациях.
3.20. Пропагандирует положительный опыт работы организаций муниципального района  в печати, на радио, телевидении, семинарах и совещаниях.
3.21. Обеспечивает участие представителей работодателей, профсоюзов в работе постоянно действующих рабочих групп, комиссий, коллегий, сессий муниципального района, связанных с реализацией социально – экономических прав населения.
3.22. Информирует стороны и население об исполнении  бюджета  муниципального района .
3.23. Стимулирует работу организаций, обеспечивающих рост объемов производства продукции (работ, услуг), расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции, привлечение инвестиций в основной капитал предприятий, создание новых рабочих мест, содержащих объекты социальной сферы.
3.24. По согласованию привлекает представителей профсоюзов и работодателей для работы в составе постоянно действующих комиссий по организации конкурсов на размещение заказов для государственных нужд.
3.25. При представлении к государственным и муниципальным наградам руководителей организаций муниципального района учитывает предложения профсоюзов и работодателей.
 
4.      Социальная защита трудящихся и населения
 
Стороны Территориального соглашения
 
4.1. Проводят согласованные мероприятия по реализации национальных  проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в муниципальном районе .
4.2. Принимают экономические и правовые меры, направленные на сохранение и укрепление материальной базы объектов культуры, физкультуры, спорта, туризма, детского и семейного отдыха и оздоровления, на сохранение бесплатных (льготных) форм работы с детьми во всех организациях социально-культурной сферы.
4.3. Оказывают содействие в организации санаторно-курортного лечения, оздоровления работников организаций и членов их семей, отдыха и оздоровления детей, учащихся и студентов в государственных и иных оздоровительных учреждениях с привлечением средств бюджета Республики Башкортостан, бюджета муниципального района, социальных, внебюджетных фондов и иных источников, в том числе на оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.4. Разрабатывают программу «О порядке оказания санаторно-курортных  услуг  работникам муниципальных учреждений в соответствии с постановлением Правительства РБ от 29.07.2010 года № 489 с утверждением на сессии Совета муниципального района.
4.5. Содействуют стабилизации экономического положения обществ инвалидов.
4.6 Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детского оздоровительного лагеря, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта.
4.7. На условиях, установленных в коллективных договорах, предусматривают:  
– выделение средств на  приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурной работы;
– дополнительные по сравнению с установленным законодательством  компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
– выделение средств на дополнительное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское страхование работающих и членов их семей;
– медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям с частичной компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций.
4.8. Обеспечивают создание всеми работодателями во всех организациях муниципального района комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
4.9. Организуют новогодние театрализованные представления, детские утренники в дни зимних школьных каникул в учреждениях культуры и спорта муниципального района, обеспечивают детей работников в возрасте до 14 лет (включительно) новогодними подарками.
 
Профсоюзы
 
4.10. Вносят предложения в органы муниципальной власти по предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством детским оздоровительно-воспитательным, учреждениям образования,  здравоохранения, культуры, спорта и туризма, независимо от ведомственной принадлежности.
4.11. Оказывают организационно-методическую помощь культурно-просветительным учреждениям, детским оздоровительно-воспитательным организациям.
4.12 Проводят в организациях разъяснительную работу по вопросам пенсионной реформы с привлечением специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации по муниципальному району.
4.13. Осуществляют контроль за обеспечением сохранности архивных документов организаций по личному составу.
 
Работодатели
 
4.14. Предусматривают в коллективных договорах (соглашениях) выделение средств на социально-культурные мероприятия, установление гарантий работникам в части обеспечения отдыха и оздоровления детей, отчисление денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
4.15. Принимают меры по максимальному сохранению и использованию находящихся на балансе загородных учреждений детского оздоровительного отдыха.
4.16. Учитывают мнение трудового коллектива или, по его поручению, выборного профсоюзного органа при принятии решения об изменении подчиненности объектов социально-культурного назначения, передаче в аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования, изменении типа бюджетного учреждения.
4.17. Обеспечивают при наличии средств в организации медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям с частичной компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций.
4.18. Ведут учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществляют распределение жилья, построенного или приобретенного за счет средств работодателя, с учетом времени постановки нуждающихся на учет и в соответствии с положением, утверждаемым работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
4.19. Обеспечивают (с учетом производственных условий) для беременных женщин и лиц, воспитывающих детей, возможность работы по гибкому (индивидуальному) графику.
 
Администрация
 
4.20.  Разрабатывает и обеспечивает реализацию Программы социальной поддержки населения муниципального района, принимая меры по усилению адресности, оказываемой социальной поддержки. По итогам очередного года информирует Стороны о выполнении программы.
4.21. Обеспечивает выполнение Программы государственных гарантий  по оказанию населению муниципального района  бесплатной медицинской помощи.
4.22 При формировании проекта бюджета муниципального района   предусматривает  выделение средств на оздоровление детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащейся молодежи, развитие культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма, на питание и содержание детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, в том числе в первоочередном порядке – детей, нуждающихся в особой государственной поддержке: детей-сирот, детей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей и других категорий детей из малообеспеченных семей в соответствии с расходными обязательствами, установленными нормативными актами Российской Федерации, Республики Башкортостан и муниципального района.
4.23. Обеспечивает условия для развития жилищного строительства и рынка жилья в муниципальном районе. Содействует предоставлению кредитов и ссуд гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в случаях, предусмотренных законодательством.
Содействует реализации федеральных, республиканских и муниципальных Программ по развитию жилищного строительства.
Осуществляет мониторинг обеспечения жильем работников бюджетной сферы.
4.24. Обеспечивает выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в соответствии с законодательством.
 
5. Обеспечение занятости и развитие рынка труда
 
Стороны Территориального соглашения
 
5.1. Реализуют меры, направленные на повышение эффективности использования трудового потенциала муниципального района  путем обеспечения рациональной занятости населения, создания условий для профессионального роста и повышения квалификации работников, регулирования трудовой миграции.
5.2. В случае угрозы массовой безработицы разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники ее финансирования.
5.3. Разрабатывают и реализуют меры по обеспечению трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
5.4. Осуществляют своевременное и объективное информирование сторон социального партнерства, населения о ситуации в сфере занятости, мерах, принимаемых по снижению напряженности на рынке труда.
 
 
Профсоюзы, работодатели
 
5.5. Принимают меры по включению в соглашения, коллективные договоры  обязательств работодателей:
по созданию необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации, переобучения новым профессиям работников, в том числе для высвобождаемых работников – до наступления срока расторжения трудового договора;
по сохранению за работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата, льгот и гарантий, предусмотренных для работников;
по предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам.
5.6. Способствуют выполнению программных мероприятий  по содействию занятости и снижению напряженности на рынке труда муниципального района, эффективному расходованию средств, выделенных на эти цели.
5.7. Принимают участие в работе координационного комитета содействия занятости населения через своих представителей.
 
Работодатели
 
5.8.  Своевременно и в полном объеме информируют учреждение государственной службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест, введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.
5.9. Обеспечивают выполнение установленных квот рабочих мест  для трудоустройства инвалидов и иных отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы в порядке, установленным законодательством.
5.10. Обеспечивают преимущественное право трудоустройства работников, увольняемых из организаций-банкротов, в организации, создаваемые на базе их имущества.
5.11. Привлечение иностранной рабочей силы осуществляют с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест.
5.12. Привлекают иностранную рабочую силу только после получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников в порядке, установленном законодательством.
5.13. Обеспечивают постепенное замещение рабочих мест, занятых иностранными гражданами, местными трудовыми ресурсами.
5.14. В случае угрозы массового увольнения информируют профсоюзы, органы государственной службы занятости населения  не менее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий  и совместно разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
5.15. Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
5.16. Не допускают массового увольнения работников до принятия мер по организации их участия в общественных работах, профессиональной переподготовке.
5.17. Предоставляют учреждению государственной службы занятости информацию о возможности предоставления рабочих мест в целях организации общественных работ  для работников, находящихся под риском увольнения (в том числе иных организаций), безработных граждан, а также для организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования.
5.18.  Проводят работу по внедрению системы целевой контрактной подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, в том числе на основе трехсторонних договоров (работодатель – образовательное учреждение – обучающийся).
 
 
Администрация
 
5.19. Реализует программные мероприятия по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.
– Обеспечивает взаимодействие муниципального района, ГУ Центр занятости населения муниципального района, сторон социального партнерства в целях содействия занятости населения и социальной защиты безработных граждан.
– При разработке проекта бюджета предусматривает выделение целевых средств на осуществление мер содействия занятости населения в соответствии с законодательством.
5.20. Регулярно информирует стороны социального партнерства и население муниципального района  о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессионального обучения и переквалификации, о выполнении программы мероприятий по содействию занятости и снижению напряженности на рынке труда. Проводит информационно-рекламные компании, ярмарки вакансий, другие мероприятия.
5.21. Осуществляет меры по регулированию объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.
5.22. Создает режим наибольшего благоприятствования работодателям, принимающим на работу безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
 
6. В области доходов и уровня жизни населения
 
Стороны Территориального  соглашения
 
6.1. Принимают меры по приближению уровня минимальной заработной платы работников организаций при полном рабочем дне до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
6.2. Принимают меры по повышению доходов малообеспеченного населения до уровня не ниже  прожиточного минимума.
6.3. Устанавливают межотраслевые соотношения и размеры  тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий  по видам экономической деятельности согласно приложению № 3 к Республиканскому соглашению.
Размеры тарифных ставок (окладов) ежеквартально индексируются темпами, опережающими рост потребительских цен на товары и услуги, в порядке, устанавливаемом Республиканской трехсторонней комиссией.
6.4. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, не допускают снижения ее уровня. Принимают меры по легализации заработной платы и  ликвидации задолженности по ней.
6.5. Способствуют созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой  (но не ниже величины прожиточного минимума) и безопасными условиями труда, улучшению качественной структуры рабочих мест.
Работодатели
 
6.6. Принимают системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, установленными коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Принимают локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, с учетом мнения профсоюзного комитета (представительного органа работников).
6.7. Применяют рекомендуемые Республиканской трехсторонней комиссией межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности согласно приложению №3 к Республиканскому соглашению.
В случаях, когда отраслевыми тарифными соглашениями (заключенными на всех уровнях социального партнерства) устанавливаются размеры тарифных ставок рабочих первого разряда на более высоких уровнях, чем предусмотрено Республиканским соглашением, обеспечивают установление размеров тарифных ставок, наиболее благоприятных для работников.
6.8. Обеспечивают минимальную месячную заработную плату работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
6.9. Обеспечивают в порядке, установленном коллективным договором (соглашением, локальным нормативным актом), индексацию заработной платы, в том числе задержанной, связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
6.10. Обеспечивают долю тарифной части в составе заработной платы работников не менее 50 процентов.
6.11. С учетом особенностей производства поэтапно повышают долю заработной платы в себестоимости продукции.
6.12. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, не допускают применения «теневых» схем оплаты труда.
6.13. Оплачивают в размере не менее средней заработной платы работника время приостановки ввиду задержки работодателем выплаты работнику заработной платы на срок более 15 дней, если работник известил работодателя о начале простоя в письменной форме.
6.14. Выплачивают заработную плату в денежной форме. В исключительных случаях, установленных коллективными  договорами, часть заработной платы, но не более 20 процентов, по письменному заявлению работника могут выплачивать товарами, продуктами и услугами, предназначенными для личного пользования работником и членами его семьи в соответствии с их интересами,  по ценам не выше рыночных.
6.15. Обеспечивают установление в коллективном договоре соотношения не более чем 1:6. в уровнях оплаты труда 10 процентов работников с наиболее низкой заработной платой и 10 процентов – с самой высокой.
6.16. Устанавливают в коллективном договоре размер выплачиваемой работнику денежной компенсации при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки и обеспечивают ее выплату одновременно с выплатой задержанной заработной платы.
 
Профсоюзы
 
.
6.17. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по социально-трудовым и иным вопросам, связанным с трудом.
6.18 Осуществляют контроль за своевременной выплатой в полном объеме  заработной платы работникам организаций всех форм собственности, за установлением минимальной заработной платы в организации в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
 
Администрация
 
6.20. Обеспечивает своевременную  выплату  заработной платы работникам муниципальных учреждений муниципального района .
 
6.21. В трудовых договорах с руководителями муниципальных предприятий (учреждений) предусматривает их ответственность за нарушения норм трудового законодательства.
6.22. Реализует мероприятия по повышению эффективности государственного регулирования в области заработной платы и обеспечения роста уровня жизни населения.
6.23 В целях повышения уровня заработной платы работников муниципальных учреждений муниципального района  принимает нормативные правовые акты по системам оплаты труда с учетом государственных гарантий по оплате труда и мнения территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
 
7. Охрана труда и экологическая безопасность
 
Стороны Территориального соглашения
7.1. Участвуют в реализации программных мероприятий по достижению установленных нормативов воздействия на окружающую среду, по охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, обеспечивают контроль за их выполнением.
7.2. Обеспечивают участие своих представителей в работе Координационного совета по охране и промышленной безопасности труда муниципального района .
7.3 Стороны исходят из того, что первичная профсоюзная организация пользуется правом на участие в любых государственных экспертизах на соответствие новой технологии требованиям охраны труда. В то же время  может проводить независимую экспертизу условий труда с целью выявления их влияния на работоспособность (здоровье) работника, с привлечением  технической инспекции труда профсоюзов и других специализированных организаций или соответствующих специалистов за счет средств работодателя.
7.4 Заключение независимой экспертизы условий, технической инспекцией труда профсоюзов Республики Башкортостан, является обязательным для исполнения  работодателем.
 
Профсоюзы
 
7.5. Осуществляют общественный контроль за реализацией целевых программ улучшения условий и охраны труда муниципального района, а также иных федеральных и республиканских социальных программ, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работающих силами правовых и технических инспекций труда профсоюзов, в том числе внештатных, уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов.
7.6. Способствуют совершенствованию общественного контроля за выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, соблюдением норм и правил по охране труда и экологии на предприятиях путем обучения профсоюзного актива.
 
Работодатели
 
7.7. Выделяют средства на мероприятия по охране труда в размерах, предусмотренных законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.
7.8. Создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда с учетом рекомендаций республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
7.9. Выделяют средства и организуют обучение членов комиссий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, членов аттестационных комиссий по проверке знаний требований охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.
7.10. Организуют санитарно-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание работающих, профилактическую санитарно-просветительскую работу, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, в том числе направленных на выявление наркозависимых лиц, работающих на предприятиях, связанных с опасным производством и обеспечением жизнедеятельности населения.
7.11. Осуществляют управление охраной труда совместно с профсоюзной организацией.
Предоставляют уполномоченным профкомов по охране труда свободное от работы время не менее 2-часов в неделю для выполнения возложенных на них обязанностей с сохранением среднего заработка, проводят совместно с профсоюзным комитетом их обучение и проверку знаний по охране труда с выдачей соответствующего удостоверения,предусматривают в коллективном договоре меры материального стимулирования их работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
7.12. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда, мероприятия по улучшению условий труда и сертификацию организации работ по охране труда.
7.13. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях повышенные по сравнению с установленными законодательством  компенсации  на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
 
Администрация
 
7.14. Обеспечивает реализацию республиканских целевых программ, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работающих.
7.15. Принимает и реализует территориальные целевые программы по улучшению условий и охраны труда, организует деятельность Координационного совета по охране труда и промышленной безопасности.
 
8. Условия труда и социальные гарантии молодежи
 
Стороны Территориального соглашения
 
8.1. В работе с молодежью считают приоритетными задачами защиту социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий для активизации ее участия в жизни муниципального района, обеспечение всесторонней социальной поддержки на этапе получения образования и трудовой деятельности.
8.2. Содействуют трудовой занятости молодежи, привлечению и закреплению молодежи  в организациях, развитию движения студенческих трудовых отрядов.
8.3. Проводят мероприятия по повышению социальной активности молодежи, предупреждению  негативных явлений среди  работающей молодежи, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи.
8.4. Разрабатывают и реализуют мероприятия по строительству жилья для молодых семей с использованием средств организаций, бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе с предоставлением жилья в рассрочку на льготных условиях и привлечением молодежи к строительству и приобретению собственного жилья.
 
 
 
Профсоюзы, работодатели
 
8.5. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях разделы по работе с молодежью с предоставлением ей следующих гарантий и льгот:
– финансирование программ работы с молодежью в организациях;
– развитие института наставничества (установление доплаты к окладу (тарифной ставке) наставника не менее 15 процентов);
– предоставление возможности повышения квалификации и получения специальности, профессионального роста, выделение средств на частичную компенсацию затрат работников на платное обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
– учреждение стипендий организации для работников, студентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования;
– оказание помощи в приобретении жилья: в оплате первоначального взноса,  предоставлении беспроцентных или низкопроцентных ссуд, строительство ведомственного жилья с последующей продажей его в рассрочку;
– предоставление краткосрочного оплачиваемого отпуска  отцу при выписке новорожденного из роддома, оказание материальной помощи при рождении ребенка;
– частичная компенсация стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
– предоставление председателю совета молодых специалистов (молодежного совета, молодежной комиссии) первичной профсоюзной организации свободного от работы времени с сохранением среднего заработка на условиях и в порядке, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, для выполнения общественных обязанностей в интересах молодежи.
8.6. Проводят конкурсы профессионального мастерства «Лучший молодой рабочий» и «Лучший молодой специалист», предусматривают меры поощрения победителей.
8.7. Способствуют созданию в организациях всех форм собственности  советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций и т.д.
 
Профсоюзы
 
8.8. Создают в первичных профсоюзных организациях молодежные советы и комиссии, иные молодежные структуры.
8.9. Принимают участие в разработке и реализации муниципальных молодежных программ.
8.10. Вводят различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких трудовых показателей и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.
8.11. Организуют обучение председателей молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов.
8.12. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, организации их рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживающих в общежитиях.
 
Работодатели
 
8.13. Заключают договоры о сотрудничестве с учреждениями профессионального образования в целях  подготовки молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы этих учреждений, проведении производственной практики и стажировки преподавателей.
8.14. Предусматривают в коллективных договорах меры поощрения педагогических работников,  мастеров производственного обучения, обучающихся и студентов учреждений профессионального образования.
8.15. Предусматривают в коллективных договорах  единовременные денежные выплаты или иные меры стимулирования поступающим на работу впервые выпускникам учреждений профессионального образования.
8.16. Создают условия для адаптации молодых специалистов на производстве, организуют рабочие места и производственный быт.
8.17. Организуют шефскую работу с учащимися в общеобразовательных учреждениях  и учреждениях начального профессионального образования.
Обеспечивают детям и молодежи на  бесплатной основе доступность занятий спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством.
8.18. Привлекают студенческие трудовые отряды к выполнению работ в летний период.
 
Администрация
 
8.19. Оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий,  в форме субсидирования и ипотечного жилищного кредитования в пределах средств, предусмотренных на указанные цели  в бюджете Республики Башкортостан.
 
9. Социальное партнерство
 
Стороны исходят из того, что трудовые отношения регулируются законодательством, а также  Республиканским соглашением, отраслевыми, территориальным соглашением, коллективными договорами и локальными актами организаций.
 
Стороны Территориального соглашения
 
9.1. Включают, при смене организационно-правовой  формы организации, в состав наблюдательного совета полномочных представителей работников (председатель профкома, члены профкома), количество которых не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета организации.
9.2. Обеспечивают обязательное включение работодателями   положений пунктов 3.13, 4.15-4.20, 5.10, 6.5-6.8, 6.10-6.16, 7.8, 7.10, 7.13, 7.15-7.19, 8.8, 9.8 Республиканского соглашения  в коллективные договоры и аналогичных положений пунктов 4.14-4.16, 5.10, 6.6-6.10, 6.12, 6.13, 6.15, 7.7, 7.9, 7.10, 7.12, 7,13, 8.8 Территориального соглашения.
9.3. Добиваются выполнения Республиканского и Территориального соглашений, коллективных договоров в организациях  муниципального района .
9.4. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров и принимают все зависящие от них меры по их урегулированию  в порядке, установленном  законодательством.
Рекомендуют оплату посредников и трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, производить работодателями и представителями работников (профсоюзными организациями) в равных долях в целях обеспечения объективности и независимости при разрешении коллективного трудового спора.
9.5. Обеспечивают взаимное участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в Территориальное соглашение, и по требованию любой из Сторон, вводят их представителей в составы рабочих групп территориальной трехсторонней комиссии.
9.6. Обеспечивают включение представителей  Объединения организаций профсоюзов в составы Совета органа местного самоуправления, Координационного комитета содействия занятости населения, Координационного совета по вопросам погашения просроченной задолженности по заработной плате, коллегиальные органы филиалов региональных отделений фондов социального и медицинского страхования, комиссий по приватизации, учету и распределению жилья, и др.
9.7. Обязуются способствовать заключению территориального  соглашения, территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях, созданию новых профсоюзных организаций и укреплению действующего объединения работодателей.
9.8.. Используют и предоставляют друг другу бесплатно официальные статистические данные и другую затребованную информацию, в том числе по вопросам, включенным в Территориальное соглашение.
9.9. Проводят предварительное обсуждение в территориальной трехсторонней комиссии проектов нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, программ социально-экономического развития, бюджета и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по вопросам, включенным в Территориальное соглашение и рекомендуют осуществлять аналогичные меры на территориальном отраслевом уровне.
9.10. Создают условия для уставной деятельности профсоюзов, содействуют организации безналичной уплаты профсоюзных взносов, а также перечислению на счета  профсоюзов денежных средств с  расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
9.11. Обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Территориальное соглашение, но представляющим взаимный интерес.
9.12. Организуют обучение руководителей организаций основам социального партнерства, ведению переговоров, заключению и реализации коллективных договоров и соглашений.
 
Администрация
 
9.11. Предоставляет безвозмездно территориальному объединению профсоюзов в пользование помещение для работы органа, а также необходимые для его деятельности оборудование, транспортные средства, средства связи, в том числе интернет и оргтехнику и помещения для проведения заседаний, собраний, хранения документов. Производит оплату расходов по уборке и охране помещения.
 
Профсоюзы, работодатели
 
9.12. Осуществляют заключение коллективных договоров с профсоюзными организациями как представителями работников в организациях после обсуждения на собрании (конференции) работников и обеспечивают  реализацию данных договоров.
9.13. Обеспечивают регистрацию коллективных договоров и соглашений  в Управлении труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по по г. Бирску и Бирскому району  после предварительного их согласования с вышестоящим профсоюзным органом.
  Работодатели
9.14. Предоставляют  безвозмездно профсоюзному комитету  помещение для работы, проведения заседаний, собраний, хранения документов, а также средства связи, доступ в интернет, сейф, оргтехнику и нормативно-правовые документы, касающиеся деятельности профсоюза. Производят оплату расходов по уборке и охране помещения.
9.15. Сохраняют действующий порядок  безналичной уплаты  членами профсоюза членских профсоюзных взносов. Ежемесячно и бесплатно перечисляют на счета профсоюза удержанные из заработной платы работников- членов профсоюза  членские взносы одновременно с выплатой заработной платы за вторую половину каждого месяца
 
10. Порядок разработки, организации исполнения и контроля реализации соглашения
10.1 Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией.
10.2. Для подготовки проекта соглашения комиссия разрабатывает план мероприятий с указанием сроков исполнения мероприятий, ответственных исполнителей.
10.3. Соглашение должно заключаться до внесения проекта бюджета муниципального образования в орган исполнительной власти муниципального образования и местного самоуправления,
10.4. Заключения и изменения Соглашения, требующие бюджетного финансирования, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия бюджета.
   10.5. В месячный срок после подписания настоящего Соглашения каждая из сторон разрабатывает мероприятия, необходимые для его реализации, представляет их в районную  трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
10.6. Комиссия в течении 1 недели с момента поступления мероприятий сторон по п. 10.5 разрабатывает план работы Комиссии и план обобщенных мероприятий по реализации Соглашения на отчетный период и после согласования и утверждения его сторонами направляет планы трем сторонам и в Федерацию профсоюзов РБ.
10.7. Контроль за выполнением настоящего Территориального соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и территориальной трехсторонней комиссией.
Решение вопросов, возникающих в ходе реализации Территориального соглашения, осуществляет  территориальная  трехсторонняя комиссия.
10.8. Стороны договорились о регулярном (не реже одного раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения Территориального соглашения на заседаниях территориальной  трехсторонней комиссии.
10.9. В случае изменения правового статуса Сторон, подписавших данное Территориальное  соглашение, оно имеет силу на весь срок его действия  и ответственность за его выполнение возлагается  на  правопреемников.
         10.10. Территориальное соглашение вступает в силу с 01 января  2012 года.
         10.11. Территориальное  соглашение принимается на 2012-2014 годы. Решение о продлении срока его действия или о заключении нового Территориального соглашения принимается Сторонами не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия настоящего Территориального соглашения с учетом положений части 2 статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации.
         10.12. Информация о ходе реализации настоящего Территориального соглашения, решениях территориальной трехсторонней комиссии и принимаемых мерах по регулированию социально-трудовых отношений публикуется в средствах массовой информации и на официальных сайтах Сторон, ежеквартально направляется в ФПРБ.
10.13.  Настоящее  Территориальное соглашение составлено в четырех экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны, Федерации профсоюзов РБ.
 
 
 
 
Управление труда и социальной
защиты населения Минтруда РБ
по Бирскому району  и г. Бирску
 
   ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
№_____ «_____________»20…. г.
               ____________________
Ф.И.О.регистратора
 
Приложение №1 к Территориальному соглашению
 
ОСНОВНЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЕКТА  БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МИШКИНСКИЙ РАЙОН
на 2012 г.
 
№п/п
Наименование показателя
 
 
1.
Расходы консолидированного бюджета муниципального района  на  социальную сферу 22 519 тыс. руб.
 
 
2.
Доля заработной платы  в денежных доходах населения 41,2 %
 
 
3.
Рост реальных располагаемых доходов населения 103,5 %
 
 
4.
Рост реальной среднемесячной заработной платы 109,4 %
 
 
5.
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума 10,0 %
 
 
6.
Уровень общей безработицы
 
 
7.
Уровень регистрируемой безработицы 2,7 %
 
 
 
 Приложение №2 к Территориальному соглашению
 
  ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ) ОЦЕНКИ    
ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ
 
№п/п
 
 
Раздел Территориального соглашения
На период до 2014 года
1.
 Социально-экономическое развитие
Ежегодный среднегодовой прирост ВРП на 2,1 %    
2.
 Социальная защита трудящихся и населения
Доля расходов на социальную сферу в структуре консолидированного бюджета муниципального района не менее -4,2 %
3.
 Обеспечение занятости, развитие рынка труда
Уровень регистрируемой безработицы не более 2,5 %  на конец 2013 года
4.
 Доходы и уровень жизни
 
 
Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 10 % к концу 2013 года
5.
Условия и охрана труда
 
Снижение количества пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих ежегодно на 0,05
Повышение удельного  веса работников, занятых на аттестованных по условиям труда рабочих местах, до 50 % к концу 2013 года
6.
Условия труда и социальные гарантии молодежи
 
Удельный вес организаций, в коллективный договор которых, включен молодежный раздел, не менее 75%
7.
Социальное партнерство
Удельный вес работников организаций, охваченных коллективными договорами, не менее 50 %