Храни народ, наш «Талисман»

Если песня – это сердце на­рода, то танец – душа. Не зря ведь конкурсу дали именно такое название – «Душа проект танца». Мы и наше время, к сожалению, значение танца восприни­маем не совсем верно.

Танец, хотя и остается частью духовной культуры народа, для нас сейчас стал одним из видов развлечений. При этом мы ча­сто забываем о его мифологиче­ской и духовной стороне. В древ­ности танец был неотъемлемой частью народных праздников, ритуалов и обрядов. Танцы свя­зывали поколения, объединяли различные роды и племена. Они рассказывали о том, как спусти­лись с неба на землю, приняв­шие образ птиц боги и, качаясь на волшебных крылатых каче­лях, создали или помогали соз­давать всё живое на земле. В ма­рийских танцах отчетливо видны движения тотемных животных, в первую очередь, медведя, гу­сей (уток) и лошадей, что не уди­вительно. Ведь один из главных богов мари – великий зижди­тель Кугу Илыш Шочын (в древ­ности верховный бог) чаше всего являлся перед людьми в образе медведя, а Илыш Шочын Ава (Ве­ликая Мать – прародительница жизни) спустилась с неба на зем­лю в образе водоплавающей пти­цы. Большую роль в жизни мари играли кони. Они считались кры­льями человека. Первопредок всех людей и бог общественной, мирской жизни Мер Юмо (дру­гие имена – Кугече Юмо, Кугы- ен, Юмо Серлагыш) спускался на землю на волшебном коне и на­зывался в древности ещё и небес­ным всадником. Именно в честь этого бога делались знаменитые коньковые подвески-обереги.

 

Изображался Мер Юмо (у славян – Даждьбог) и на крышах домов, именно от коня этого бога про­исходит строительный термин «конёк». Если «конёк* (конь бога Мер Юмо – Даждь бога) в древ­ности служил своеобразным обе­регом дома, теперь выполняет чисто технические функции… Конечно же, многие из танцоров всего этого не знают, но они по­вторяют передающиеся из поко­ления в поколение движения и, не осознавая этого, удивитель­ным языком танца рассказывают о временах давно забытых, став­ших частью народною мифа.

Но вернемся к фестивалю. В нем участвовали 11 коллективов из Мишкинского, Калтасинского, Краснокамского, Нуримановского и Бирского районов. Фе­стиваль должен был пройти на Сосновской земле возле краси­вой и древней дубравы, но пого­да внесла некоторые изменения: небо заволокло тучами и откры­тая сцена стала небезопасной для выступающих.

После недолгого совещания, было решено перенести празд­ник в Дом культуры деревни Большесухоязово. Через неко­торое время .машины длинной вереницей потянулись в сторо­ну сельского Дома культуры… Фестиваль марийского танца «Кушталташ йодеш чонемже* в этом году прошел именно там. Оценивали конкурсантов заслу­женный работник культуры Ре­спублики Башкортостан Виталий Сагадеев, заслуженный работник- культуры Республики Башкор­тостан, заслуженный работник культуры Российской Федерации Яныбай Янгубаев и балетмейстер народного ансамбля танца «Эр- вий* (с. Калтасы) – прошлогод­него победителя фестиваля, Алла Семенова.

 

Открыли фестиваль задор­ными танцами ансамбль «Вуд голкын* и народный ансамбль марийского танца «Юго» д. Со- сновка. С приветственным сло­вом выступили заместитель главы администрации МР Мишкинский район Л. Александрова, председатель жюри Я. Янгубаев и глава СП Большесухоязовский сельсовет И. Айгузин.

После знакомства с конкурсан­тами на сцену вышли прошло­годние победители фестиваля – народный ансамбль танца «Эрвий» села Калтасы. Они вы­несли на сцену флаг фестиваля, и начался настоящий танцевальный праздник.

Описывать танцы, на мой взгляд, невозможно. Их нужно видеть. Ведь невозможно описать блеск глаз танцоров, милую улыб­ку девушек, задор парней и вдох­новенные выступления артистов постарше. Скажу одно: жюри было нелегко выбрать самого достой­ного из достойных – победителя. Отдельное слово нужно сказать о «веревочке», которую «сплели* участники и гости фестиваля во время совещания жюри в фойе сельского Дома культуры. Глядя на задорный танец молодых де­вушек и парней, в сердце затеплилась вера за будущее марийского народа: пока жив танец «Тывырдык», будет жить и народ. Ведь этот танец связывает мари с се­дой древностью и далёкими пред­ками, объединяет жителей  ра зных  деревень и районов. Этот танец своеобразный «гимн» восточных мари, «гимн* зарождающий лю­бовь и гордость в сердце за свой край, за свой народ и культуру.

После совещания жюри под­вело итоги. Победителей оце­нивали в различных номинаци­ях. В номинации «Дуэт» победил семейный ансамбль Асеевых из д. Старобедеево Нуримановского района. Под аккомпанемент гар­мони и тумыра они исполнили ду­эты ые та нцевал ьн ые ком пози ци и «Савушденоръен»(«Шафер и не­веста») и «Вашлиймаш» («Встре­ча*). В номинации «Соло»- Алина Асеева. Также на высоком уров­не в этих номинациях выступили участники художественной само­деятельности Каргинского сель­ского клуба Мишкинского района (диплом 5 степени – соло, диплом 2 степени – дуэт).

В номинации «Малые ансамб­ли» дипломом III степени отмечен ансамбль «Арама» (д. Малосухо- язово, Бирский район), дипло­мами 11 степени – фольклорный танцевальный коллектив «Яццар* (д. Сазово, Калтасинский район) и фольклорный семейный ансамбль «Акарт* (д. Бай.мурзино).

В номинации «Большие ан­самбли» места распределились следующим образом: диплома­ми III степени отмечены танце­вальный коллектив «Рвезе пагыт* (д. Большесухоязово), фол мотор­ный танцевальный коллектив «Ма­рий кумыл» (д. Большекуразово, Калтасинский район), фольклор­ный танцевальный коллектив «ВУд толкын» (д. Сосновка); дипломом II степени – танцевальный коллек­тив «■ Рвезылык» 01- Тынбаево); ди­аломом I степени – горячо люби­мый в районе народный ансамбль танца «Юго* деревни Сосновка.

Победителем – обладателем Гран-при фестиваля «Куштал- тапт йодеш чонемже-2018» стал образцовый хореографический коллектив «Талисман» с. Куяно- во Краснокамского района. Мы верим, что этот коллектив станет настоящим талисманом марий­ского народа и будет способство­вать развитию марийского языка и культуры. ■

В. Камилянов.

Фото